Обследование газопроводов

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2018 » Июль » 13 » Российская нефть до сих пор торгуется в долларах
03:17
Российская нефть до сих пор торгуется в долларах
-->

 ‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎

Толчком к созданию нефтегазовых бирж стало заявление Владимира Путина в послании Федеральному собранию в 2006 году, когда он сказал: «Необходимо организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами. Торговлю — с расчетом рублями. Наши товары торгуются на мировых рынках. Почему не у нас? Правительству следует ускорить решение этих вопросов».

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎

Первой торги фьючерсами на нефть сорта Urals начались на РТС, а затем появились контракты на дизельное топливо. В случае успеха РТС планировала ввести в обращение контракты на другие виды нефтепродуктов, но потерпела неудачу. Фьючерсы на нефтепродукты не вызвали интереса у участников рынка, а для расчетов цены Urals используется значение Brent. И когда организаторы торгов поняли, что участники рынка предпочитают Brent, то ввели в обращение фьючерсы на нефть этого европейского сорта, после чего Urals стал неликвидным. В итоге биржевые торги на РТС не позволили решить ни одной задачи, поставленной правительством: товарная секция РТС не оказывает влияния на внутренний рынок нефти в России и не позволяет сформировать отечественные ценовые индикаторы, а контракты по-прежнему оцениваются в долларах.

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎

О результатах работы и перспективах российского биржевого рынка нефти и нефтепродуктов рассказал директор по развитию электронной торговой площадки eOil.ru Юрий Белоусов.


— Юрий Михайлович, как вы оцениваете результаты развития биржевого рынка нефти и нефтепродуктов в России?

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎

— На мой взгляд, та структура биржи, которую мы с вами видим, больше всего напоминает аукционный дом по продаже наличного товара, и сделки, которые проходят на данной площадке больше относятся к внебиржевому рынку. До запуска производных инструментов, таких как фьючерсы и опционы еще очень далеко. Участники построения этого процесса утверждают, что пока у нас не появится некий индекс на рынке реального товара, не может быть и речи о запуске биржевых инструментов. В чем-то они правы, но для того что бы появился такой индекс необходимо ввести стандартный обезличенный контракт, что на мой взгляд будет сделать чрезвычайно трудно.

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎

— В чем заключается сложность разработки такого контракта?

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎- Слишком много специфики необходимо учитывать при совершении сделки с реальным товаром. Это и место отгрузки, и дата поставки, и условия оплаты. Я уже не говорю о том, что качество топлива на всех НПЗ разное и соответственно стоимость также может отличаться достаточно существенно. Между производителями существует конкуренция за потребителя, и процесс улучшения качества и выведение новых брендов на рынок, таких как «Экто» («ЛУКОЙЛ») «ФОРА» («Роснефть»), и это абсолютно нормальный процесс. Но только в данном случае данные виды топлива уже не могут торговаться в одном биржевом «стакане», так как это абсолютно разный продукт. Его уже нельзя причислять к биржевому товару. Идеологам построения этого рынка придется очень сильно поломать голову, как их стандартизировать, что бы создать обезличенную торговлю. И чем дальше, тем будет сложнее.

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎

— Что сейчас представляет из себя нефтяная биржа?

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎- На текущий момент биржа представляет из себя обычную электронную площадку, которая ничем не отличается от других площадок, которые работают на рынке. Хотя одно отличие все-таки имеется – это административный ресурс со стороны правительства. Однако сложно утверждать, что он оказывает позитивное воздействие. Нефтяные компании, во что бы то ни стало, обязаны продавать 15 % от выпускаемого топлива через эту площадку, а если учесть, что более половины топлива уходит на экспорт, то получается что это уже более 30% от внутреннего рынка. Таким образом, ломаются действующие каналы дистрибьюции, что приводит к локальным дефицитам в различных регионах России. И мы с Вами уже это видим. Хотя для формирования объективных индексов на нефтепродукты достаточно от 7 до 12% процентов внутреннего рынка.

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎

— Выходит, что мы фактически получаем еще одну госмонополию — по продаже нефтепродуктов?

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎- Получается именно так. Может быть, нефтяные компании и готовы были продавать все 100% своего объема на бирже, если бы это было выгодно. Но этого не происходит. Значит, такой канал дистрибьюции не совсем подходит для участников нашего рынка, поэтому они и пытаются обойти такое давление на себя различными способами. Ну и совсем непонятно то, что изначально ставилась задача запуска биржевых торгов на нефть и сырьевые товары за рубли, а экспортные контракты на российскую нефть до сих пор продолжают торговаться за рубежом, и ни кто на это не обращает внимание.

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎

Во всем мире биржи стремяться к запуску фьючерсных контрактов, которые используются как инструмент хеджирования финансовых рисков. И в нашей стране такой инструмент также востребован как для самих участников так и для государства. Поэтому, на мой взгляд, пока не будет запущена секция срочного рынка, вряд ли стоит ожидать какого-то дальнейшего развития биржевого товарного рынка.

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎

— Однако фьючерсы на нефть на российских биржах все-таки торгуются?

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎- Торги фьючерсными контрактами на нефть в России с 2007 года запущены на бирже РТС. Также запущены торги фьючерсами на российские нефтепродукты на бирже «Санкт- Петербург», не путайте ее с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей (СПбМТСБ), в частности – на дизельное топливо, правда, к сожалению они торгуются на индекс «Кортес-газойль», которому участники рынка не очень доверяют. Потому что нельзя быть уверенным в объективности сбора данных и точности методики, по которой формируется этот индекс. При сборе данных, происходит опрос участников рынка по телефону, и неизвестно, какие комментарии те дают. Поэтому я считаю, что этот рынок сильно подвержен спекулятивному воздействию, и не стал бы рисковать на нем своими деньгами.

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎

— Многие сделки на торгах нефтью и нефтепродуктами в России происходят по телефону, а не через электронную систему торгов, это удобно?

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎- Полностью от телефонных торгов мы никогда не уйдем, и на Нью-Йоркской бирже, и на Чикагской брокеры также торгуют по телефону. Существую даже специальные компании, которые производят оборудование для голосовых торгов. Оборудование позволяет осуществить мгновенную связь нескольким участникам торгов сразу после нажатия одной кнопки. И в этот момент можно осуществлять сделки или отдавать команды брокерам на исполнение приказов. Существует разница между электронными торгами, и работой через брокеров, когда вы отдаете приказы на покупку или продажу товара. На любой бирже существует время закрытия электронных торгов, и когда торги останавливаются, выставляется последняя цена закрытия Close. После этого брокеры, работающие с голоса, отдают свои ордера в операционный зал, и по ним выставляется окончательная цена закрытия Settlement, которая отличается от Close. Многие участники рынка отдают предпочтение именно «торговле с голоса». И это тоже часть рынка.

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎

— Как вы прокомментируете создание единой торговой секции (ЕТС) на СПбМТСБ?

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎- Санкт-Петербургская биржа сейчас работает в тепличных условиях, ей не с кем конкурировать за предоставляемые сервисы для участников рынка. Есть поручение обязывающее продавцов продавать только на ней. А процесс создания единой торговой секции, окончательно убьет конкуренцию между биржами и электронными площадками, так как СПбМТСБ получит всех клиентов с рынка, и затем вполне спокойно откажется от этих площадок. Единственный выход для остальных площадок останется развитие программного обеспечения для доступа к СПбМТСБ. Но это уже совсем другой, софтвейерный рынок и на нем уже достаточно сильно развита конкуренция.

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎

— Скоро состоится ежегодный Международный форум «Биржевые и внебиржевые рынки нефти и нефтепродуктов», который eOil.ru организует совместно с ФАС, какова основная идея вашего форума в этом году?

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎- Хочу сказать, что это уже третий по счету форум, который проводит электронная торговая площадка eOil.ru. В этом году появилась идея провести его вместе с ФАС и антимонопольными органами других стран, чтобы обменяться опытом взаимодействия нефтяных и трейдинговых компаний с регулирующими органами. И кроме этого дать возможность трейдерам, нефтяникам и представителям регуляторов пообщаться в неформальной обстановке, чтобы им было легче работать на рынке. Особенный интерес к этому форуму вызывает то, что в следующем, 2012 году участники нефтяного рынка будут работать в новом законодательном поле, с учетом принятия «третьего антимонопольного пакета» ФАС РФ, который устанавливает для нефтяников некий ограничивающий порог цены сверху, и в то же время в рамках нового ФЗ № 227, который образно говоря, подпирает нефтяников снизу. Новое законодательное регулирование контроля за трансфертным ценообразованием направлено на эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках, совершаемых в целях уклонения от уплаты налогов и вывода капитала за рубеж. В результате участники рынка как бы оказываются в середине «пирога», зажатыми сверху и снизу, и должны стать настоящими виртуозами, чтобы сохранить свой бизнес и ухитриться заработать в новых условиях.

‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎‎Я уверен, что такое общение будет полезно для всех участников Форума.

Просмотров: 230 | Добавил: dimanca1975 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь