Москва. В ближайшие годы потребление сжиженных углеводородных газов (СУГ) в Европе вырастет на 2 млн тонн, а из-за сокращения местного производства углеводородных газов объем чистого импорта увеличится на 4 млн тонн – до 11 млн тонн в 2015 году. Об этом отмечают эксперты корпоративного журнала "Газпром". Как ожидается, в структуре потребления возрастет роль стран треугольника Амстердам–Роттердам–Антверпен, Великобритании и балканских государств. По существующим прогнозам, к 2030 году Европе будут нужны уже 66 млн тонн СУГ. Из этого объема 20 млн тонн прирастут за счет газомоторного топлива. В то же время в России растет производство СУГ, а поскольку емкость внутреннего рынка ограничена, то значительные объемы идут на экспорт. Ожидается, что к 2020 году объемы российского экспорта СУГ вырастут в 1,5 раза - до 6–7 млн тонн. Основными потребителями российских СУГ являются Скандинавия, Польша, Юго-Восточная Европа и Турция. При этом Старому Свету требуется более 30 млн тонн пропан-бутана, что составляет порядка 2% от общеевропейской потребности в энергии. Казалось бы, недостатка в покупателях российского сырья не предвидится, однако на европейском рынке российским производителям приходится напрямую конкурировать с компаниями из Алжира, западной Африки, Персидского залива, а также Казахстана. Большинство из них имеют преимущества перед российскими компаниями благодаря более короткому транспортному плечу. Казахстанские же СУГ составляют серьезную конкуренцию российской продукции прежде всего в силу отсутствия экспортных пошлин на СУГ в Казахстане. Поэтому российским компаниям необходимо диверсифицировать направления поставок. Всего в России в 2010 году было произведено 10,5 млн тонн СУГ. К 2020 году ожидается двукратное увеличение объема производства – примерно до 22 млн тонн. При этом избыток, который не сможет поглотить прогнозируемый рост внутреннего рынка, составит не менее 3 млн тонн (к 2030 году, по расчетам Минэнерго, 6,2 млн тонн). Закономерно возникает вопрос о возможностях расширения внутреннего рынка. Наиболее перспективным направлением является нефтегазохимия. Но данная отрасль развивается постепенно, без резких рывков. Кроме того, развитие нефтегазохимии будет происходить в том числе за счет других видов углеводородного сырья, соответственно, потребность в СУГ в будущем может снизиться. Для увеличения емкости внутреннего рынка не менее перспективно газомоторное направление, передает "Рупек". Прогнозируется, что объем отечественного рынка газомоторного топлива составит к 2015 году 3,1 млн тонн, а к 2020 году– 3,4 млн тонн, что составляет всего 15% от планируемого производства СУГ. То есть доля газомоторного топлива на отечественном рынке пропан-бутана снизится почти в два раза. В то же время меры законодательного и налогового стимулирования позволили бы увеличить эти показатели на дополнительные 1,9 млн тонн к 2015 году и на 3,1 млн тонн к 2020 году, как минимум сохранив долю рынка. Но для столь стремительного развития необходимо, по крайней мере, принять закон об альтернативных моторных топливах, который разрабатывается Госдумой более 10 лет.
|