Его начало было невероятно скверным. Признаюсь, я не ожидал падения нефтяных цен ниже $50. Все объективные данные были против. Я недооценил масштабов западной пропаганды. Переврали все: в объемы добычи нефти включили газы, многократно превозносили нагруженные нефтью танкеры и запасы в терминалах, радостно провоцировали разногласия в ОПЕК. Только такими нечеловеческими усилиями удалось махинаторам продавить цену Brent до $27, и потребовалось полгода, чтобы она вернулась к реальным значениям. В моменте России угрожала дыра в бюджете размером в 3 трлн руб., истощение резервных фондов, и это при наличии очага войны на границе и боевых действий в Сирии.
И все же Россия выстояла. Сейчас нужно признать, что авральное падение курса рубля пошло ей на пользу, именно оно выручило коренную нефтяную отрасль и поддержало бюджет. Наши нефтегазовые компании неожиданно даже получили преимущество перед мировыми грандами: у них лишь частично сократились доходы, а те сейчас считают убытки. Дальше была тяжелая работа, были ляпсусы, но уже созрел прекрасный урожай, нефтяные экспортеры договорились сократить добычу, а сирийская армия освободила Алеппо… И тут, как удар грома, катастрофа самолета в Сочи. Погибли артисты, летчики, журналисты.
Года три назад в стране ходили разговоры о стабильности: стабильная власть, стабильный рубль, стабильные доходы, стабильные взяточники… Но видно не для нас она, стабильность. Не Швейцария мы. Как поет Митяев «…а нас опять на край света другим помогать несет, и кто совсем пропадает там, кто на много лет…». Ну да ладно. Точно знаю: самая стабильная система – это верховое болото, оно каждый год прирастает торфом на 1 мм и родит полезную клюкву. Стабильность, основанная на гниении.
Однако редакция попросила меня подвести итоги года для нефтяной отрасли. Горе – горем, а задание надо выполнять. Постараюсь быть кратким.
1. Добыча нефти с газовым конденсатом в этом году ожидается в размере 542 млн тонн, рост на 1,5%. Это соответствует 10,87 млн барр./сут, тому самому уровню, который Россия оговорила в соглашении с ОПЕК. Так что проблем с выполнением соглашения не предвидится.
2. Налоговый маневр в этом году притормозили, но его влияние с прошлого года сохранилось. Для нефтяников он выгоден. Для страны – опасен тем, что стимулирует экспорт сырой нефти. В этом году экспорт сырья вырос на 4,6% до 253 млн тонн. А переработка на 3,6% снизилась. Правда, возрос выпуск качественных бензинов, и сильно (на 21,1%) упало производство мазута. Это, безусловно, плюс.
3. Налог на дополнительный доход решено вводить в будущем году. К счастью, высокие министерские стороны пока не договорились, как этот доход считать и сколько с него процентов брать. Пусть еще подискутируют пару лет, а там, глядишь, идея тихо умрет без существенного ущерба для страны.
4. Крупный пакет акций Роснефти, конечно, продавать не хотелось - через пару лет его цена удвоится. Но либеральная команда рассчитывала на нем заработать, потому средства от продажи были запланированы для бюджета еще 3 года назад. Заработать удалось только одному. Сидит теперь под арестом и ждет, когда его подельники выручат. Если смогут. А сами акции, хотя и проданы, но для России окончательно не потеряны.
5. В добыче газа по году ожидаем небольшое снижение, на 1,27%, до 627 млрд м3. Прошлая теплая зима сократила потребление, нынешняя обещает быть холодной, но большая ее часть пройдет уже в новом году. Зато экспорт газа увеличился на 12%; опасаясь новых украинских кунштюков, Европа затарила дешевым пока газом все свои хранилища. И правильно – в наступающем году газ будет дороже.
6. Эпоха украинского газового шантажа, наконец, заканчивается. Турция утвердила соглашение по газопроводу «Турецкий поток». Сейчас он начнет быстро строиться, и никакого смысла тормозить «Северный поток-2» для Европы уже не будет. Кто не успел – тот опоздал.
6. Соглашение экспортеров о снижении добычи нефти – бесспорный гвоздь нефтяной программы уходящего года. В нем две важные детали. Первая в том, что 23 страны сумели договориться (!!!), никогда раньше такого не было. Вторая – создали комитет по контролю за исполнением. Оно будет соблюдаться, потому что главные его участники: арабская тройка, Ирак и Россия твердо продемонстрировали такие намерения и авторитетом уже рисковать не станут.
7. А вот сланцевой нефти «вторая молодость», увы, не светит. Просто потому, что ее доказанные запасы подходят к концу. В подтверждение этого у меня есть все необходимые цифры и графики; после новогодних праздников я с удовольствием выложу их на обозрение нефтегазового сообщества.
С Новым годом вас, уважаемые читатели! Я убежден – он будет ЛУЧШЕ прежнего.
|